Наука Технологии

Взобраться на высокую вершину

Не так-то просто: далеко не каждый

Готов поверить, что вершина есть…

В.Сидоров

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 TopCTO Наука Технологии

Меню

 

 

 

Меню

 

 

 

       Описание элементов Модели

 

Элемент № 1. На рис.2 изображен треугольник АВС, являющийся основным элементом (рамой, остовом) при системном монтаже. Катет АС располагается всегда горизонтально, лежит в плоскости основания «Пирамиды».

Гипотенуза АВ изображает «склон горы», направление (путь) «восхождения» человека к вершине В.

Если вращать треугольник АВС вокруг катета ВС, получим тело вращения. Это геометрический образ «горы», на которую «восходит» (должен восходить) ученик в процессе обучения, воспитания и развития. В основании «горы» лежит круговая классификация наук, о которой лишь упоминалось выше.

Катет ВС располагается всегда вертикально, он является осью «горы-конуса» и обозначает, так называемый инсайт - предельное интеллектуально-духовное напряжение (экстаз), связанное с кратковременным интуитивным постижением сущности какого-либо явления, процесса, предмета, знания. Это «вершинные переживания» самоактуализирующихся людей.

В треугольнике АВС параллельно основанию АС проведены четыре пунктирные линии, изображающие уровни обучаемости. Линии обозначены: Н - низкий уровень обучаемости, Ср - средний уровень, Вс - высокий и Вш - высший. Горизонтали проведены не случайным образом: учтено описание уровней обучаемости. Согласование всех шкал модели с уровнями обучаемости - это своеобразная калибровка модели (номограммы).

Ученик в процессе обучения-воспитания-развития «восходит» (движется) по гипотенузе от точки А к точке В. Понятно, что ученик с низким уровнем обучаемости находится и начинает движение по склону «горы» почти от ее основания. Выше располагается и начинает движение ученик со средним уровнем обучаемости (горизонталь Ср). Ученики с высоким и высшим уровнями располагаются на горизонталях Вс и Вш и начинают восхождение к вершине В со значительным опережением и преимуществом.

Катет АС, как показано на рис.2, несет на себе деления. Это шкала времени, начало в точке А. Модель личностно-ориентированного образования во всех своих элементах универсальна (общедидактична), но отрезок АС всякий раз калибруется под определенное учебное заведение: делится на число равных отрезков, равное сроку обучения (в годах). Цена деления обозначена на рис.2. В качестве примера, отрезок АС на рис.2 разбит на 11 частей, что соответствует 11-ти годам обучения в средней общеобразовательной школе. Если читатель пожелает изменить калибровку отрезка АС (на 3, 4, 5 лет), можно воспользоваться цветными карандашами и сделать это прямо на рис.2. Модель универсальна: ученик любого учебного заведения «пробегает» отрезок АС от начала А до конца С. Смысл и изображение этого движения станет понятным при описании элемента № 3 (рис.4). Теоретически, образование человека достигает относительного предела, когда человек по склону АВ приходит в точку В. Вертикальная проекция (человек на склоне - точка К) на катет АС переместится из точки А в точку С.

Учащийся с высшим уровнем обучаемости раньше других достигнет точки В. Дольше всех будет двигаться учащийся с низким уровнем обучаемости. Может быть, он и не пойдет к вершине В, не дойдет до нее за всю свою жизнь, но он имеет право знать о существовании вершины, имеет право идти.

И последнее, треугольник АВС со шкалой времени на катете АС и четырьмя уровнями обучаемости является своеобразным хронометрическим устройством, позволяющим диагностировать и прогнозировать индивидуальные сроки обучения в зависимости от уровня обучаемости учащегося. На рис.2, для примера, горизонталь Вш проградуирована в тех же единицах времени, что и отрезок АС. Читатель может убедиться, что ученик с высшим уровнем обучаемости мог бы окончить среднюю общеобразовательную школу за 4 с небольшим года. Конечно, это в том случае, когда школа учитывает одаренность ученика и обучает его в индивидуальном режиме по индивидуальной программе. Такие случаи известны, но это именно случаи (не благодаря, а вопреки).

И наконец, возьмем точку К на гипотенузе АВ. Отрезок АК - путь, пройденный учеником. Это «местонахождение» ученика на склоне. Опустим из точки К перпендикуляр на АС. К1 - проекция точки К. Заштрихуем треугольник АКК1. Площадь треугольника АКК1 моделирует развитие (обученность, образованность) ученика к моменту К1. Принцип тот же, что и при расчете работы (энергии) - площадь под кривой мощности; при расчете пути - площадь под кривой скорости и пр.

Штриховка треугольника по фактическому местонахождению человека на склоне АВ является началом основной манипуляции с номограммой. На этом можно закончить предварительное знакомство с элементом № 1. Мы еще вернемся к этому элементу после сборки всей модели (по чертежу, рис.1) для обсуждения основных манипуляций с моделью (номограммой).

Элемент № 2. Рис.3а, 3б. На рисунке 3а изображена морфологическая таблица с координатами «структура личности»* и вертикальной шкалой «Обучение, воспитание, развитие». Вертикальная шкала имеет деления: снизу вверх - задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Отрезком ВС данный элемент примыкает к треугольнику АВС. Элемент № 2 во вступительной части был назван «антропологической доской»: таблица содержит то, что изменяется и развивается в человеке в процессе обучения и воспитания. Качества (свойства) личности располагаются вертикально: группа биопсихических свойств, психические процессы, опыт и направленности личности. Например, «внимание». Столбик «внимание», выражаясь образно, напоминает градусник, ртутный столбик. При обучении и воспитании «внимание» развивается от самых начальных уровней (рассеянность, невнимательность и пр.) до предельных уровней (способность произвольно удерживать внимание на предмете исследования неограниченно долго и продуктивно). Развитие «внимания» происходит снизу вверх. Таких вертикальных столбиков на таблице 29-30.

Воля, чувства, память, речь, воображение и пр. также в процессе обучения-воспитания развиваются и их движение можно изобразить как движение.

Отметим, что при формулировке целей развития в РИПО рекомендуют использовать психические процессы как ключевые слова.

Три столбца в группе «Опыт» - знания, умения, навыки. При обучении знания формируются, углубляются, обобщаются, накапливаются… «Термометр ЗУН» показывает все большую «температуру». Т.е. и в группе «Опыт» развитие идет также снизу вверх.

Кто знаком со структурой личности по Платонову К.К., заметит, что в разделе «опыт» и подразделе «привычки» нами размещены «ключевые квалификации» или т.н. «основные навыки»*. Это наиболее значимые привычки - ПРИВЫЧКИ с большой буквы. «Ключевые квалификации» формируются (воспитываются) особенно интенсивно при коллективных формах организации деятельности учащихся (звено, команда, бригада) плюс проблемное задание. При формулировке воспитательных целей в РИПО рекомендуют использовать одну-две ключевых квалификации. Этим достигается корректность и диагностичность целей воспитания.

Направленность личности (потребности, желания, убеждения и пр.)также воспитывается и свойства становятся значительнее, совершеннее, гуманнее, возвышеннее. Так должно происходить в здоровой социально-педагогической среде. Обратные процессы, отрицательные педагогические последствия, инверсия нравственности, т.е. движение вниз здесь не рассматриваются.

Развитие человека, любого свойства (качества) можно характеризовать не просто словами «лучше», «выше», «больше» и т.д. Известна объективно существующая шкала (шкалы, категории, разряды, степени, звания). На рис.3а используется шкала обобщенная: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Возможно параллельно отрезку ВС надо было бы расположить другую шкалу. Например: ученичество, ремесло, профессия, мастерство, искусство, совершенство… Время покажет, что лучше. В настоящее время определено место (топ) для однородных шкал.

Человек, при счастливом стечении обстоятельств, при наличии соответствующих задатков и в силу страстного стремления может подняться по этой «шкале-лестнице». Альтшуллер Г.С. в книге дает совет: «Найдите великую достойную цель и отдайте достижению ее все силы, время, жизнь… Непременно в ходе работы разовьются ваши задатки, появятся необходимые способности, проявятся таланты… Только так можно стать гением.»

Шкала «задатки-гениальность» универсальна. В делениях этой шкалы можно оценивать развитие любого свойства личности. Вспомним треугольник АВС (элемент № 1), склон «горы» и восхождение человека к вершине В. Проекция точки - «человек» - на вертикальный катет ВС при восхождении перемещается вертикально вверх по шкале «задатки-гениальность».

На рис.3б изображен второй вариант «антропологической доски». Почему возникла необходимость предусмотреть вариант № 2? Дело в том, что психологи и педагоги относятся к человеку как существу сложному, многомерному, многоуровневому.

Говорят о развитии не просто отдельных психических процессов, а о формировании когнитивных структур, комплексов, систем (СУМ, СУД, СЭН, СДП, ЗУН). Утверждают, что в психологии существует ряд парадигм: натурализм, культурализм, гносеологизм, социоморфизм, теологизм, антропологизм. Это направления-векторы развития человека целостного. Одним словом, в человеке развиваются специализированные комплексы, включающие и память, и воображение, и волю, и мышление, и чувства, и внимание… Бесперспективно, мол, развивать отдельные свойства личности (как Монтессори), контролировать отдельные свойства.

Нужно погружать человека в продуктивную, творческую деятельность, и в деятельности будет происходить всестороннее развитие личности. Необходимо планировать деятельность и отслеживать растущее мастерство.

Вариант № 2 возник при анализе американского опыта. Нами был переведен с английского перечень «интеллектуальный инструментарий». В таблице (рис.3б) представлены «семь путей познания» - семь специализированных комплексов; «семь искусств», хочется добавить, вспоминая работу. Шкала «задатки-гениальность» осталась прежней. Отрезком ВС вариант № 2 присоединяется к треугольнику АВС вместо варианта № 1.

В каждом комплексе (телесно-кинетическом, визуально-пространственном, музыкально-ритмическом и т.д.) размещены по пять вертикальных столбцов. В первоисточнике (США) в каждом комплексе представлено по 10 наименований. Размеры таблицы (формат А4) потребовали сократить число до 5.

Обратим внимание на то, что каждый вертикальный столбец - это не одно свойство личности, а род (вид) занятия (деятельности), в которую погружается ученик: физические упражнения, рисование, выстукивание ритма, речь-экспромт, вычисления, коммуникация и пр. В результате деятельности происходит развитие задатков, способностей; формируются совокупности умений и навыков; усваиваются необходимые знания. При этом существует полная определенность, какого рода эта деятельность, что и как делается, как оценивается (контролируется), каковы уровни, достигнутые учеником.

Предлагаем сравнить варианты № 1 и № 2. Нам представляется, что варианты дополняют друг друга. Если вариант № 1 позволяет однозначно и диагностично сформулировать цели обучения, воспитания и развития, то вариант № 2 подсказывает род деятельности, при которой цели могут быть достигнуты.

Шкала «задатки-гениальность» и во втором варианте позволяет оценивать результаты обучения и воспитания теми же показателями.

Элемент № 3. На рис.4 изображена технологическая «доска». Вертикальная шкала включает наименования наиболее значимых элементов педагогических технологий: дидактические цели и задачи, методические приемы, средства обучения и пр.

Горизонтальная шкала, как можно убедиться, включает девять (9) методов-режимов (методов обучения-режимов функционирования). Отрезком АС элемент № 3 присоединяется к треугольнику АВС. За основу, при конструировании шкалы «методы-режимы» принята система общедидактических методов Лернера И.Я., частично перефразированная Беспалько В.П.: информационно-рецептивный (ученический), репродуктивный (алгоритмический) эвристический и исследовательский (творческий) методы. Слева добавлены игра, дрессировка и укрощение. Справа добавлены режимы инспирации (вдохновения) и инсайт (озарение, наитие, эпифания).

Обращает внимание, что большая часть клеток в таблице на рис.4 не заполнена: не позволяют размеры формата А4. Ниже будет приложен рис.6 на формате А3 с таблицей полностью оформленной. Используется как справочный элемент.

На рис.4 заполнена первая горизонтальная строка «баллы духовного местонахождения» ученика*. Данная строка позволила, наконец, навести первый «мост» между теорией модели и педагогической практикой. Смысл этой взаимосвязи станет понятным чуть ниже. Главная (центральная, системообразующая, фундаментальная) идея, положенная в основу элемента № 3 - мысль Лернера И.Я. о том, что методы - это этапы, ступени, которые проходит ученик в рационально (оптимально) организованном образовательном процессе.

Гессен С.И. придает этой последовательности методов особый контраст, смысл, окраску: человек начинает учиться (образовываться) в игре. Игра не должна вырождаться в дрессировку (слева), но и раньше времени не должна превращаться в урок (ученический метод - режим справа). Урок должен лишь «просвечивать» в игре. Урок не должен вырождаться в игру, забаву (слева); но раньше времени не должен становиться творчеством (справа), вырождаться в поверхностность, дилетантизм. Сначала информационно-рецептивное обучение деятельности, затем деятельность по алгоритму, по предписанию (репродуктивный метод). Знания, умения, навыки переносятся из режима в режим, слева направо. Деятельность становится эвристической (поисковой частично-поисковой). Поисковые навыки переносятся в творческий режим и т.д. до "вдохновения" и "озарения".

В третьей строке "дидактические задачи" клетки таблицы делятся тремя вертикальными отрезками на четыре столбца. Это четыре уровня усвоения учебного материала в каждом методе-режиме. По большому счету, из режима в режим повторяются одни и те же шаги (этапы, уровни, задачи): ознакомление, понимание, применение, перенос. Естественно, в каждом методе эти уровни усвоения материала окрашиваются особенностями деятельности учителя и ученика, присущими данному методу. Например: "ознакомление" в алгоритмическом режиме и "ознакомление" в творческом режиме будут иметь разный смысл и содержание.

Итак, элемент №3 показывает. Что магистральное движение человека в образовательном пространстве совершается слева направо. От точки А к точке С, от дрессировки и игры к творчеству и вдохновению. Вспомним элемент №1, треугольник АВС. Склон "горы", вершину В и восхождение человека по склону. При этом проекция-точка К1 на катет АС перемещается слева направо к оси "горы", к катету ВС.

В третьей строке элемента №3 мы наблюдаем своеобразный "периодический закон образования": ознакомление, понимание, применение и перенос вправо в следующий метод-режим; снова ознакомление и т.д. до высших состояний психики, до максимально возможного искусства в деятельности, до творчества, до интуитивного постижения истины, до вершинных переживаний.

Вернемся к первой строке. Здесь проставлены числа, пронумерованы вышеописанные шаги (уровни усвоения). Когда заходит речь о 10ти бальной системе оценки знаний, в РИПО говорят:

во-первых, не 10, а 36 баллов; как изображено на рис.4 (9режимов х 4уровня на каждом режиме);

во-вторых, оценка не просто знаний, а развития.

Первая строка названа "баллы духовного местонахождения" не случайно. Балл в этой строке обозначает "местонахождение" ученика на склоне "горы" и, соответственно, на отрезке АС. Называя балл, мы точно указываем, в каком режиме-методе, на каком уровне усвоения может работать ученик. Это его "зона актуального развития". Мы знаем точно, куда он должен двигаться вправо на шаг (балл) вперед. Это его "зона ближайшего развития". Диагностика на входе и выходе учебного процесса и заключается в выдаче контрольного задания определенной сложности (36 уровней сложности). Выполнение или невыполнение задания указывает, в какую сторону перемещается "стрелка" педагогического измерительного прибора. Измерение заканчивается при движении влево к более легкому заданию на границе "уже могу". При движении вправо к более сложному заданию - на границе "еще не могу". Это позиции оцениваются соответствующими баллами, что позволяет затем проектировать индивидуальную программу дальнейшей работы (движения) учащегося. В последние годы педагогическая общественность обсуждает и осваивает педагогические технологии. В основе каждой технологии лежит определенная теория. У каждой теории - именитый автор. Элемент №3 позволяет преподавателю спроектировать, в первом приближении, ту или иную (свою) технологию. Достаточно определиться, в каком методе-режиме предстоит работать (например, в эвристическом режиме), и затем прочитать по таблице сверху донизу все записи в клетках столбца "эвристический". В клетках сверху донизу мы прочтем "баллы местонахождения", "дидактические цели", "дидактические задачи", "формы деятельности учащихся", "признаки достижения результата". Т.е. все, чтобы заполнить технологическую карту урока.

И, наконец, в заключении по элементу №3 (рис.4) вспомним слова Ленина В.И.: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Сравним:

1. живое созерцание и ознакомление;

2. абстрактное мышление и понимание;

3. практику и применение.

Нет только четвертого этапа (уровня) усвоения - переноса. Поэтому, не "творчество" является четвертым уровнем, а именно перенос. На каждом уроке, таким образом, должны непременно присутствовать, как минимум* три "славных" уровня усвоения. На каждом уроке (любого типа, любого вида) должна организовываться деятельность учащихся (применение, практика).

Элемент № 4. На рис. 5 представлен элемент №4. Отрезком АВ он присоединяется к треугольнику АВС (см. рис. 1). Таблица (рис.5) имеет координаты: "уровни отражения" и "ступени абстракции".

Элемент №4 был назван во вводной части "гносеологической доской" или " доской" гносеологической поддержки. Эта "доска" до настоящего времени не осознается и не принимается в расчет при проектировании содержания образования.

В основу шкалы "уровни отражения" положены труды Леонтьева А.Н. по истории развития психики и Перницкого В.И. "ступени познания". По содержанию ступеней (уровней отражения) за основу взяты работы Давыдова В.В., Аверьянова А.Н., Ильенкова Э.В., Курдюмова С.П., Ясперса К.

Основные ступени абстракции приняты по Беспалько В.П.:

феноменологическая ступень, аналитико-синтетическая, прогностическая и аксиоматическая. Слева (выше аксиоматической) мы добавим интегративную и интуитивную ступени, справа (ниже феноменологической - добавили командно-знаковую и инстинктивную ступени абстракции. Ступень абстракции - это, в первом приближении, - язык, понятный ученику; язык, на котором пишется учебное пособие; язык, который следует преподать ученику при попытке вывести его на более высокий уровень обучаемости, на более высокий уровень отражения, в более активный режим деятельности.

Школа "уровни отражается" содержит 9 ступеней (делений). Последовательность расположения ступеней соответствует последовательности Леонтьева А.Н. (от раздражимости до мышления) и ступеням Пернацкого В.И. (чувственное познание, формально-логическое и диалектическое мышление). ХХ век позволил дополнить число ступеней на этой "лестнице". Здесь и "содержательное обобщение" Давыдова В.В., и "системное познание" Аверьянова А.Н., и "диалектический уровень" Ильенкова Э.в. и Энгельса Ф., и "синергетический уровень" Пригожина И. и Курдюмова С.П., и "экзистенциальный уровень" по Ясперсу К. и Бердяеву Н.А.

В рамках данной статьи нет возможности объяснять и обсуждать содержание каждой ступени, количество и порядок расположения этих ступеней. Важно пока уяснить место, смысл и функцию самой "гносеологической доски".

Понятно, что при монтаже элемента №4 (по сборочному чертежу, рис.1), элемент №4 отрезком АВ ляжет на склон "горы". Можно представить также, что восхождение ученика по склону вверх к вершине В будет происходить "под сенью" элемента №4. И ученик, и педагог, как правило, ничего не знают об этом элементе (о структуре психолого-педагогического пространства, о закономерностях восхождения, о гносеологическом сопровождении развития личности). Мы не догадываемся, что по мере того как совершается восхождение к вершине В, мы становимся (должны становиться) "умнее", наше мышление становится (стихийно) все более совершенным, изощренным. Мы доказываем теоремы, спорим, обсуждаем, проговариваем, отстаиваем свою точку зрения. Смутно догадываемся о причинах того или иного явления, высказываем предположения. Но, как правило, современная школа не дает специальной подготовки по стандартным (классическим) правилам, схемам, алгоритмам мышления.

Элемент №4 обращает внимание на эти правила и алгоритмы; модель ЛОО предлагает систематически, планомерно и сознательно осваивать "наработанные" человечеством способы мышления, уровни отражения действительности. Сначала - умозаключения и классификации формальной логики, затем - переход от классификации к сущности, принципам, закономерностям; далее - приемы, правила, схемы и категории системного подхода (познания). Системность (целостность) явлений, процессов обнаруживается (просвечивается) за эпизодичностью предыдущего познания. Мы обнаруживаем (различаем) элементы, структуру, связи, функции, среду; потоки информации, энергии и вещества. За стабильностью и равновесием обнаруживаются подвижность и изменчивость; за данностью - возникновение, развитие и трансформация в иное;

эволюционные, революционные и катастрофические моменты сущего. Это диалектический уровень отражения - отражение в противоречиях и борьбе.

Точные науки (нелинейная термодинамика) пошли дальше - к математизации диалектических законов к их конкретизации: возникновение порядка из хаоса, флукциации единого, деление на противоположности, бифуркация, атракторы, ансамбли (кооперативно действующие образования) и пр.

Это мир! Он таков, хотим мы того или нет, знаем мы это или нет. И, наконец, у самой вершины В наступают "вершинные переживания, возникают странные вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире, о предельных основаниях бытия… Еще выше могут проявиться (у самоактуализирующихся людей) "переживания плато", появиться потребность погрузиться в духовные практики и т.д.

Движение человеческого сознания, которое отражено на шкале "уровни отражения" в условиях современной массовой школы не осознается, не планируется, не тестируется. Ни ученик, ни учитель, как правило, не ведают, что происходит и происходит ли… Стихия! Личностно-ориентированное образование и стихия - "вещи" несовместные. Модель ЛОО, и элемент №4 особенно, подсказывают научно-обоснованные мероприятия в процессе восхождения на "гору", мероприятия по поддержке и сопровождению "альпиниста", по оснащению его все более совершенным снаряжением. А именно, наряду с освоением традиционных учебных дисциплин и форм деятельности необходимо изучать (присваивать) способы мышления, соответствующие сложности решаемых задач, сложности режимов функционирования. Ильенков Э.В. в свое время однозначно настаивал, что уже в общеобразовательной школе нужно учиться диалектическому мышлению, а иначе "вообще не стоит браться учить мышлению"/ /. То же утверждают Шубинский В.С. и Ковалев А.П.: мышление человека, творчески работающего, непременно становится диалектическим. На рис.2 можно (после сборки модели ЛОО) убедиться, что высший уровень обучаемости находится на уровне "системного познания" и приближается к "диалектике". Калибровка номограммы (взаимное расположение делений на всех трех шкалах АВ, АС и ВС) осуществляется и корректируется по результатам анализа и сопоставления различных литературных источников, имеющих отношение к моделированию структуры психолого-педагогическоко пространства.

Этого требует системная сборка, чем и является Модель ЛОО.

И последнее. Модель ЛОО обращает внимание на то, что личностно-ориентированное образование это обязательно индивидуально-ориентированное образование. В этом плане в наибольшей степени требованиям ЛОО соответствуют вальдорфская школа Рудольфа Штайнера и трудовая школа Джона Дьюи. Обсуждение идеологии Модель ЛОО - тема другого разговора.

 

 

Designed By: riddle13man
Copyright © 2002-2004 RIDDLE?DESIGN All Rights Reserved

 

Сайт управляется системой uCoz